ЧаВо, или часто задаваемые вопросы
На какие концепции, научные подходы опираются Ваши программы?
Мы не придерживаемся строго какой-либо одной из психологических школ. Все сотрудники «Архитектуры Будущего» связаны так или иначе с Санкт-Петербургским Государственным Университетом (закончили факультет психологии, учатся в аспирантуре, преподают) и Российским Государственным Университетом им. Герцена. А, следовательно, мы опираемся на классические и современные представления о развитии ребенка (гуманистический подход, детский психоанализ, когнитивная психология). Знания о достижениях современной социальной психологии — наш фундамент в организации групповой работы с детьми и подростками. Учение о социальной ситуации лежит в основе концепции развивающей среды, создаваемой нами на выездных программах «Архитектура Будущего».
Кто является участниками Ваших программ, что это за дети?
Участниками наших программ становятся дети, чьи родители заинтересованы в их разностороннем развитии (не только интеллектуальном, но и эмоциональном и коммуникативном). Часто бывает так, что родители сами (чаще всего в связи с профессиональными интересами) стали участниками группы тренинга, ощутили пользу и теперь хотят, чтобы ребенок принял участие в наших программах. В любом случае, это дети и родители, осознающие необходимость саморазвития как важного условия достижения успеха в современной жизни.
Правда ли, что Ваши программы предназначены для ребят с «проблемами» в общении, «трудных» детей?
Это не так. Все наши программы развивающие, иногда в ходе занятий происходит коррекция отдельных поведенческих проявлений. Например, став более уверенным, ребенок естественно становится более общительным, менее ранимым, у него становится меньше «проблем» (психологи не любят это слово, уж больно трудно отличить проблему от особенности развития). С другой стороны, развитие навыков саморегуляции помогает ребенку стать более собранным, сдержанным, он начинает лучше учиться. Однако мы не занимаемся психотерапевтической работой, честно говорим об этом и в случае необходимости ребенка, нуждающегося в более серьезном воздействии, мы направим к нашим коллегам – специалистам в области медицины и психотерапии.
Для всех ли полезны групповые занятия? Ведь каждый ребенок уникален, кому-то требуется особое внимание?
Иногда в ходе консультации или предварительной встречи становится понятно, что ребенку будут полезнее индивидуальные занятия, в таком случае мы предлагаем этот вариант родителям. Правда, такая ситуация встречается не так часто, поскольку в группе сверстников ребенок проявляет себя иначе, чем один на один с взрослым. Помимо этого, целый ряд психологических навыков и особенностей можно развить только в групповых занятиях. Человек растет и развивается в обществе, среди других людей, и научиться строить отношения с ними, узнать о том, как его воспринимают, что о нем думают, можно только в группе. Немаловажным является и то, что только в группе можно увидеть, что ты не одинок со своими сложностями, получить поддержку от других ребят, узнать о том, как они справляются с похожими на твою ситуациями.
Поддерживаете ли Вы (информационно, психологически) ребят после тренингов? Что происходит с ними, когда они выходят за рамки возраста, с которым Вы работаете?
Мы рады любой встрече с теми, кто участвовал в наших программах, в городе или на выезде, с удовольствием приглашаем их на наш новогодний праздник, организуем встречи после выездов, готовы помочь советом и оказать поддержку как самим детям, так и родителям в случае необходимости. Бывает, что к нам обращаются за характеристиками для школ, портфолио и спустя несколько лет после посещений. Что касается «выросших» детей, многие из них теперь заходят к нам как друзья, некоторые приезжают в лагерь в качестве стажеров. Эта традиция нам особенно дорога. Кроме того, мы ежегодно проводим студенческие выезды, так что у ребят, которые ходили и ездили к нам детьми, есть возможность и после окончания школы вернуться к нам.
Чем занятия и тренинги в учебное время на городской площадке отличаются от занятий на выездах?
На выездных программах создается целостная развивающая среда. Мы не делаем культа из занятий, хотя их посещение является обязательным правилом для участника выезда. Однако важно понимать, что все происходящие в ходе выезда события, (общение с соседями по комнате, участие в выборах, в вечерних конкурсах, спортивные игры, поход) могут оказывать существенное влияние на развитие ребенка. Например, реальный конфликт между тремя 10-летними мальчишками, который при участии психологов был разрешен самими ребятами, — возможно, более значимый опыт, чем ситуация, проигранная на занятии.
С другой стороны, иногда ребенку нелегко сразу адаптироваться к ситуации, отличной от домашней обстановки, не всем удается выдерживать определенные эмоциональные нагрузки: постоянное общение с большим количеством ребят, жизнь по отличному от дома режиму. В таком случае, постепенное вхождение в группу, которое происходит при участии в программах на городской площадке, может быть для него более подходящим.
Кроме того, участие в выездных программах возможно только в каникулы, а занятия в городе происходят в течение всего учебного года, и это иногда удобнее организационно и позволяет оперативнее «примерять» полученные знания и навыки к реальной жизни.
Как Вы относитесь к тому, что многие из ребят хотят приезжать к Вам еще и еще, отказываясь от других благ. Не слишком ли сильно некоторые из них к Вам привязываются?
Конечно, нам это приятно. Но главная наша задача в том, чтобы полученные на выезде или на занятиях в городе знания и навыки ребенок смог перенести в реальную жизнь, использовать на практике. И самая большая удача, когда наши “выросшие” дети, став студентами, приходят к нам уже как друзья или участвуют в выездных мероприятиях в качестве стажеров. А таких примеров уже немало.
С другой стороны, мы исходим из положения, что разовое психологическое обучение малоэффективно. В связи с этим, мы разработали линейку взаимодополняющих тематик обучения специально для выездных программ. Ребенок, приезжая на выезд несколько раз, попадает на программу с новой темой, либо в новую возрастную группу, где на другом уровне сможет поразмышлять или поработать над уже знакомым ему явлением.
Какую пользу могут получить родители для себя от участия ребенка в таких выездных программах?
Этот вопрос очень важный, так как позволяет еще раз отметить следующее: наша работа имеет смысл только при согласованности наших действий с родителями, готовности выслушать, понять друг друга и найти общую точку зрения.
Во-первых, перед первой поездкой ребенка на выезд мы проводим беседу с родителями, лично или по телефону, чтобы узнать их запросы, ожидания, представления об особенностях ребенка. Обязательным является заполнение анкеты, вопросы которой посвящены личности ребенка и пожеланиям родителей, такая информация помогает нам в общении с ребенком и позволяет более эффективно построить работу в течение поездки.
Во-вторых, каждый родитель имеет возможность получить консультацию по возвращению ребенка с выезда, где психологи смогут рассказать о своих наблюдениях, обсудить дальнейшие шаги развития. С родителями участников из других городов мы готовы пообщаться по телефону или скайпу или составить и отправить письменную психологическую характеристику ребенка.
Вы занимаетесь по 3-4 часа в день, не слишком ли это большая нагрузка для ребят, ведь в каникулы хотелось бы отдохнуть, набраться сил?
Психологические занятия не слишком утомительны, ведь здесь нет тетрадей, контрольных и домашних заданий. Формы заданий могут быть самыми разнообразными: игры, дебаты, рисование, ролевые сценки или, например, видеосъемка. Кроме того, в условиях выезда мы стараемся использовать то, что мы находимся за городом, часто упражнения и игры проходят на улице, в лесу, на озере или даже на море. Все остальное время ребята проводят в соответствии с привычными представлениями об отдыхе и каникулах – спорт, творчество, купание, книги, игры и прогулки, дискотеки и много-много общения с друзьями.