В лагерь с друзьями: за и против
-
“Ребенок хочет в лагерь, но боится ехать один. Давайте мы поищем друга/подружку, чтобы согласился ехать”
-
“Ребята — одноклассники, обязательно поселите их вместе!”
-
“Мы с его/ее родителями дружим семьями, ребята между собой знакомы, пусть они на смене еще больше сдружатся”
Мы регулярно слышим такие фразы, когда начинается запись в лагерь. Но действительно так уж здорово, чтобы ребенок ехал с кем-то знакомым? Давайте разбираться.
Безусловно, очевидны плюсы поездки в лагерь с приятелем:
-
точно будет компания с самого первого дня
-
вместе легче пробовать новое и справляться со сложным
-
приятели смогут поддержать друг друга
-
родителям спокойнее: рядом точно есть “проверенный” товарищ
Однако мы хотели бы подчеркнуть и риски поездки в лагерь с друзьями (особенно, если это первый лагерный опыт). И они далеко не всегда так очевидны, хотя могут стать серьезной сложностью для полноценного и яркого опыта поездки в лагерь.
-
сложнее заводить новые знакомства
Приехавшие вместе ребята обычно держатся вместе, и это очевидно для других. Намного меньше вероятность, что к таким товарищам кто-то подойдет познакомиться — просто потому, что сразу к двоим намного сложнее подойти, чем знакомиться один на один. Никто же не хочет чувствовать себя “третьим лишним”. А чтобы самим приятелям познакомиться с кем-то новым, надо, чтобы “кандидатура” или целая компания понравилась сразу обоим. Что тоже не всегда случается, ведь вкусы должны однозначно совпасть. Если же одному хочется общаться с кем-то, а другой против — возрастает риск конфликта интересов.
-
борьба за внимание
Общаясь с другими ребятами из лагеря, приехавшие вместе товарищи могут меньше внимания уделять друг другу. Бывает, что одному из компании легче обрастать новыми знакомствами, чем другому. Это часто приводит к тому, что второй, менее уверенный и бойкий, начинает обижаться, ревновать, а иногда даже и запрещать общаться с другими. В результате появляются ссоры и обиды.
-
труднее реализовать собственные интересы
Перед поездкой ребята часто получают наказ от родителей: заботиться друг о друге и во всем поддерживать. Но как быть, если интересы у товарищей не совпадают? Один хочет плавать в бассейне, другой в это же время хочет научиться новой настолке. К сожалению, ситуация, когда оба идут сначала на одну активность, а потом — вместе же — на вторую, не так часто происходит. Навязанная (искусственная) ответственность (“мы же вместе приехали — мне надо во всем поддерживать друга”) иногда мешает ребятам следовать собственным интересам. Чаще всего это проявляется в том, что оба от чего-то отказываются из солидарности, так как один же не хочет (или боится, или переживает, что не получится, или просто какое-то занятие не представляет интереса, в отличие от второго товарища). Поэтому приятели ходят только на те мероприятия и активности, которые устраивают сразу обоих. В результате какие-то возможности лагеря ребята могут пропускать, просто следуя принципу “за компанию”.
-
дружба vs быт (особенно, если дело касается одноклассников или детей друзей семьи)
Совместная поездка в лагерь — это еще и проживание в одной комнате. Для некоторых ребят, которые до этого встречались на пару часов общения и развлечений, бытовые привычки друг друга могут оказаться сюрпризом, порой не всегда приятным.
-
не раскрыть себя с новой стороны
Лагерь — это всегда возможность попробовать себя в новом качестве. Быть другим, не как в школе, не как дома, не как в своей компании. Особенно это касается подростков. Именно за счет возможности пробовать непривычные модели поведения, образ, реакции и происходит развитие. Однако приятель по городу часто ожидает, что другой будет вести себя точно так же, как и всегда. Становится сложнее выйти за пределы привычной роли, показать то, что обычно в себе приходится сдерживать (по тем или иным причинам), проявить свои истинные чувства или высказать взгляды. В том числе, и потому, что после лагеря придется продолжать взаимодействие в прежних условиях.
-
привезти в город локальные ссоры
При общении 24 на 7 — как это обычно бывает в лагере — вполне естественно, что могут возникать разные недопонимания. Обычно они решаются в пределах смены. Но если и после смены общение (особенно вынужденное — как в случае одноклассников или друзей семьи) приходится продолжать, эти размолвки также могут негативно сказываться на комфорте взаимодействия.
Обычно мы рекомендуем друзьям “по городу” пробовать поездки на разные смены. Влиться в коллектив, поддержать в новой или сложной ситуации смогут помочь опытные взрослые, которые сопровождают ребят. А вот преодолеть сложности, возникающие между уже знакомыми товарищами, намного сложнее. Конечно, бывают и благополучные исходы, когда ребята приезжают с багажом ярких впечатлений и продолжают хорошо общаться. Но риски все же есть. Поэтому когда вы принимаете решение, ехать ли ребенку самому или со знакомым, рекомендуем заранее взвесить все “за” и “против”.
Автор статьи: Елена Романова
Комментарии