5 принципов успешного родителя
Воспитание ребенка — процесс сложный, системный, требующий много ответственности, времени и энергии родителей. А еще он уникален – каждый ребенок развивается «своим путем» — в своем темпе, с бурными кризисами роста или поступательно. Поэтому нет в психологии и педагогике рецептов и алгоритмов, описывающих выходы из конкретных ситуаций. Но есть ряд общих принципов взаимодействия с ребенком, которым полезно следовать.
Эти основы помогают установить доверительные, радостные и результативные отношения с ребенком. Как следствие, вырастить здорового, полноценного человека, самостоятельного и взрослого. Важно, что работают они со младенчества и до студенчества.
Итак, для того, чтобы взаимодействие с ребенком было эффективным, стимулировало рост и развитие — обратите внимание на пять принципов
- Принятие ребенка
- Осознанность собственных действий
- Систематичность и последовательность в отношении ребенка
- Умение слушать и слышать ребенка
- Готовность развиваться самому
Давайте разберем последовательно.
- Принятие — основа взаимодействия с ребенком. С одной стороны это общее понятие, которое зачастую путают с любовью, («я же люблю своего ребенка, а значит принимаю»). Увы, можно любить, но при этом испытывать неудовлетворенность от того, что ребенок не такой каким вы хотите его видеть. Не такой успешный, общительный, жизнерадостный…
Принятие ребенка означает реалистичное признание его особенностей, способностей и интересов. Принимающий родитель помогает развитию сильных сторон сына или дочери, а не пробует переделать, искоренить какие-то черты или «вылепить» из ребенка лидера, гения, копию себя.
Пример: у энергичных, деятельных, целеустремленных родителей растет мечтательный, малообщительный, склонный к мечтам и философским размышлениям сын. Родители любят сына, и искренне желают добра. НО не готовы принять таким, какой он есть, а воспитывают из него лидера, «звезду», мечтают, чтобы он становился душой компании. И вот папа проводит мотивационные беседы, мама устраивает в секцию по боксу, оба ставят в пример себя, отдают в сильную школу с серьезными нагрузками. Поскольку эти сферы деятельности «не его», ребенок в них неуспешен. Неудачи ребенка объясняются нежеланием, нездоровьем, недоработками педагогов. У родителей возникают негативные эмоции, начинаются конфликты, взаимные претензии. А неоправдавший ожидания ребенок растет с заниженной самооценкой, и этот груз «неудачника» иногда приходится нести всю жизнь. А родители лишь желали ему добра, успеха, но так как это понимали они.
Если же мы ребенка принимаем — нам важно понять, каковы его сильные стороны, в чем он успешен, что ему интересно, и на основе этого помочь ему найти свое место в жизни. И не ожидать слишком много в тех областях, к которым он не предрасположен. Мы можем спросить, чего он хочет. Или таки записать на бокс, радоваться успехам, но не напрягаться из-за неудач…
Способность к принятию очень сильно связана со следующим принципом.
- Осознанность. Этот навык важен не только в воспитании детей. Люди успешные знают, что благодаря осознанности можно достигать серьезных результатов и в бизнесе и в отношениях.
Родительская осознанность означает, что вы, как родитель в каждый момент времени понимаете причины и последствия своих воспитательных действий и эмоций по отношению к ребенку. Это значит быть способным ответить на вопрос: «что и зачем я делаю, что при этом чувствую». Да, невозможно осознавать каждое действие, это неэффективно и затратно. Стоит обратить внимание на главные требования по отношению к ребенку и на то, какими действиями мы добиваемся выполнения требований. Ребенку важно научиться понимать рамки и границы, увидеть ориентиры. С точки зрения осознанного воспитания, ключевые слова — разумность и обоснованность. Если необоснованных требований и рамок много, они не дифференцируются и все становятся принципиальными. Тогда возможны два варианта развития событий: ребенок постоянно боится сделать что-то не так. Это ведет к избеганию любой активности и инициативы («все равно нарушу, лучше ничего не делать). Либо перестанет обращать внимания на ограничения и требования и станет «неуправляемым» («все равно получу по голове, но зато буду делать, что хочу»).
Вторая сфера, где осознанность стоит развивать – эмоциональные переживания. У родителей (по разным причинам – связанным с детьми: плохо учится или плохо себя ведет, так и не связанным: проблемы на работе, устал) возникают негативные эмоции и проще выплеснуть их на детей. А дети – просто потому, что они дети, не в силах справиться с эмоциями родителей. Им бы со своими переживаниями разобраться. И такой груз становится для ребенка непосильным. Поэтому важно честно отдавать себе отчет, чем вызваны те или иные эмоциональные переживания. И учиться с ними справляться, а не «навешивать» на ребенка. Проблемы же воспитания гораздо лучше решаются не в эмоциональном порыве, а с «холодной» головой.
Пример: Усталая мать, по приходу с работы, в запале предъявляет дочери требование срочной уборки в комнате. Дочь запрашивает аргументацию: почему сейчас? Можно сначала посмотреть сериал? Дочитать книгу? Логического обоснования немедленной уборки в комнате ребенка нет. Мать, боясь признать себя неправой (точнее признаться в этом дочери), продолжает настаивать на выполнении требования. Разгорается конфликт, отношения осложняются.
Осознанность же предполагает искренность и смелость признать, что требование продиктовано не необходимостью, а эмоциями — усталостью и проблемами на работе.
Чем старше становится ребенок, тем важнее проговаривать собственные эмоции и мысли. Высокий уровень осознанности поможет вам реализовывать следующий принцип.
- Систематичность и последовательность. Капля камень точит — высказывание знакомо каждому. Принцип прост, если вы хотите получить определенный результат — будьте последовательны и добивайтесь его систематически. Причем этот принцип касается не только требований, и даже не столько требований, сколько моделирования поведения.
Дети всегда обращают внимание на родителей, в первые годы жизни это главный источник информации о мире, основная модель, образец для подражания. Особенно ярко это проявляется в 3-5 лет, когда дети копируют поведение родителей. По мере взросления они встретят другие образцы и научатся сами выстраивать собственное поведение и отношения. Но самое важное и глубинное закладывается в семье. Если вы хотите, чтобы ребенок чистил зубы два раза в день, для вас это тоже должно быть нормой. Если вы хотите, чтобы ребенок вырос дружелюбным, не демонстрируйте агрессивность, причем придерживайтесь такой модели всегда. Никогда не требуйте от ребенка того, чего вы не делаете сами.
Вспоминается, как одна семейная пара сначала забыла про первую консультацию у психолога, а на вторую они опоздали на полчаса. Запрос про ребенка родители сформулировали так: “Он никогда ничего не успевает, все забывает, очень неорганизованный и рассеянный”.
Четвертый принцип позволяет реализовать все вышеописанные на деле.
- Умение слушать и слышать ребенка. Маленький человечек с самых ранних лет дает нам информацию: о своем состоянии, о своих потребностях, желаниях, интересах, о том нравятся ему наши действия или нет. Причем сигналы, которые посылает нам ребенок ,это не всегда и не только слова. У малыша плач, смех, улыбка, у ребенка постарше выражение лица, движения и жесты. Здорово, если мы внимательно относимся к тому, что «говорит» наш ребенок, и выстраиваем поведение исходя не только из своих интересов, но и учитывая мнение малыша. Причем чем старше ребенок, тем значимее для него то, что родители готовы его услышать. Это принцип тесно связан с принятием и осознанностью. Если мы принимаем ребенка, то нам важны его желания, интересы и эмоции.
С ребенком важно разговаривать с рождения. Сначала можно просто пояснять и комментировать свои действия. Когда ребенок начнет выражать свои пожелания конкретнее важно, по возможности, запрашивать его мнение. Такой подход позволяет взрослому лучше понять ребенка любого возраста. А подростку, например, просто необходимо видеть, что его мнением интересуются, его позицию уважают. Взаимодействие с ребенком любого возраста максимально эффективно, когда строится на основе договора. Чем старше ребенок, тем для него это важнее. Договор предполагает обозначение интересов родителей, уточнение и учет интересов ребенка, и совместное нахождение удовлетворяющего обе стороны решении.
Пример: Родитель требует от ребенка выполнения домашнего задания. Хорошо, если он отдает себе отчет, зачем ему (родителю) это нужно (принцип осознанности), учитывает особенности ребенка (принятие), это требование регулярно (систематичность), проговаривает пожелания, слушает интересы ребенка и заключает договоренности. «Сейчас мы вместе делаем домашнее задание по математике, после того как закончим, ты 20 минут играешь на компьютере, а потом, без задержек приступим к заданию по русскому языку. Если все временные рамки соблюдены, то у тебя будет еще полчаса на игры, если же нам не удастся уложиться вовремя (достичь результата), то на сегодня игры отменяются. Договорились?». Если в ответ на такое предложение ребенок выдвигает свои пожелания, важно их выслушать и возможно поискать вариант, устраивающий обе стороны.
Чем старше ребенок, тем больше ему можно передать ответственности за формулирование договора. В идеале, именно ребенок должен выдвигать предложения.
- И, наконец, пятый принцип эффективного взаимодействия с детьми, готовность развиваться. Рядом с нами растет и развивается личность. Это чудо уже с первых минут жизни, самим своим существованием предъявляет к нам незнакомые ранее требования. Меняется распорядок дня, содержание книг на полках, последовательность просмотра интернет страниц, содержимое холодильника, приоритеты покупок. По мере взросления сына или дочери круг наших интересов продолжает расширяться. Мы начинаем разбираться в школах, вспоминаем программу за все классы, узнаем про разнообразные секции. Позже ориентируемся в молодежных субкультурах, читаем про риск курения, узнаем названия магазинов подростковой одежды.
Успешное выполнение родительской роли невозможно раз и навсегда. По мере того, как из беспомощного существа наш ребенок вырастает в самостоятельную, имеющую интересы и ценности, заявляющую о своих правах уникальную личность, родительские заботы и обязанности также претерпевают колоссальные изменения. Малышу важнее всего забота, внимание, мы полностью отвечаем за него, а значит имеем полное право на контроль. Подростку уже необходимо доверие, признание его уникальности и ценности, а также передача ответственности, а значит снижение родительского контроля. Результативное взаимодействие с ребенком творческий процесс. Он требует новых способов проявления себя, новых качеств и навыков, но доставляет огромное количество радости и удовлетворения, дарит новизну переживаний, невиданный опыт и счастье совместного роста.
Не бойтесь экспериментировать и развиваться, радуйтесь вместе с ребенком его успехам, вместе ищите выход из сложных ситуаций и у вас всегда будет повод гордиться своим ребенком и самим собой.
Комментарии