Адаптация в первом классе. Что покажут первые каникулы?

Ура, каникулы! Первые каникулы в первом классе!

И можно подводить первые, промежуточные, как угодно назовите – но очень важные итоги!

Все, что происходит с первоклассником в первой четверти, называется одним емким словом – адаптация. И следующие полгода напрямую зависят от того, что мы, родители, увидели/поняли/почувствовали про своего ребенка за эти непростые 8 недель. Всего восемь недель? Не может быть!– кажется, целую вечность…

Постарайтесь хорошо отдохнуть на каникулах, а  заодно постарайтесь оценить состояние ребенка и происшедшие с ним изменения.

Посмотрите на своего первоклашку и ответьте на несколько  вопросов:

Что изменилось в его/ее:

-сне

-питании

-поведении, настроении

-играх и свободном времени

 

Если адаптация прошла успешно, то практически все, что написано ниже  верно и это про вашего ребенка, можно использовать как чек-лист и отмечать верно/не верно:

 

Сон

Отбой: ребенок спокойно идет спать вовремя, нет вечерних истерик, швыряний, киданий и этого прекрасного и многим знакомого: именно перед сном все дети хотят есть, пить и писать одновременно. Сформировался (или продолжает сохраняться, если уже сформирован ранее) ритуал отхода ко сну.

Ребенок спит как обычно, в норме дети к возрасту 7 лет спят всю ночь, не просыпаясь. Объем сна индивидуален и при этом достаточно постоянен для каждого конкретного ребенка ( чтобы выспаться и хорошо себя чувствовать весь день ребенку нужно определенное постоянное количество сна). В среднем в этом возрасте дети нуждаются в 10-часовом сне.

Подъем: ребенок встает также как обычно, как это было до школы. Кто-то нуждается в 10 минутах на «поваляться», кто-то встает практически сразу, кому-то нужен свет, а кто-то предпочитает вставать в полумраке.. Важно, что это не отнимает километры нервов и слишком много времени. Примерно через месяц вырабатываются «биологические часы»,  ребенок просыпается примерно в одно и то же время. Это очень обидно в выходные, но полезно для его здоровья.

Итого:  к концу первой четверти подъем ребенка в школу остается трудным (или легким, если  повезет), но достаточно понятным делом с определенным набором действий и ритуалов.

Если в выходные ребенок активно «досыпает» с утра ( спит на 1,5-3 часа больше, чем в будни), и особенно если раньше такого не было, возможно ему не хватает сна и надо поменять режим – постепенно сдвинуть время отбоя на 30-60 минут раньше.

Питание

У ребенка сохраняется нормальный для него аппетит (либо улучшается в связи с возросшими нагрузками). Возможно, в связи с завтраками/обедами в школе режим питания изменился, т.к. не все дети едят в столовой и берут с собой ланч-боксы или покупают еду в буфете, но в любом случае приходя домой ребенок обедает/ужинает привычным образом, не отказывается от еды, которую ел раньше, в идеале его ассортимент блюд при отсутствии противопоказаний постепенно расширяется.

Если он неплохо  ел в детском саду, и еда в школе достаточно вкусная (здесь честно можно ориентироваться на большинство – если почти все едят – значит, скорее всего, готовят неплохо), то будет неплохо есть и в школе. 

Вы по-прежнему можете порадовать его чем-нибудь вкусненьким, у него есть интерес к еде и он знает, что такое «быть голодным и хотеть есть».

Игры

Так как школа отнимает время от игр, дети после школы хотят играть (читать, раскрашивать, мастерить, конструировать, лепить, рисовать). Ребенок, приходя из школы, к концу первой четверти не нуждается в дополнительном продолжительном сне, и время отдыха тратит на привычные игры и осваивает новые.

Настроение

Ребенок не закатывает истерики. Наверное, это основной признак того, что все в порядке.  Иногда (очень редко) и в исключительных случаях, когда действительно что-то случилось, и вообще,все идет не так, не считается, с каждым может случиться.

Вы можете с ним договориться, он начинает лучше осознавать, когда он устал или голоден, в чем нуждается, что ему не нравится. Если ребенок чем-то расстроен,  вы по-прежнему знаете, как его успокоить, утешить или поддержать. Для вас понятны причины поведения, поступков ребенка.

 

Что может   вызывать вопросы:

Питание

Резко изменился режим питания, ребенок стал хуже есть, не хочет обычной (для него) еды, постоянно хочет сладкого, калорийного, «вредного» при этом обычную еду не ест, или, наоборот, ребенка «не накормить».

Стоит обратить внимание и на питьевой режим,  если ребенок стал много пить, возможно, есть проблемы с уровнем сахара в крови, в возрасте 5-8 лет часто впервые выявляют сахарный диабет, а стресс от начала обучения в школе может стать его «активатором».

 

Сон:

Ребенок стал плохо спать. Сложно засыпает, просыпается ночью, за 2 месяца вам не удалось подобрать режим отбоя/подъема так, чтобы ребенок вставал достаточно выспавшимся: в спокойном режиме собраться в школу и вечером спокойно уснуть.

Игры

Ребенок перестал интересоваться обычными, привычными для него играми/занятиями, и при этом не переключился на что-то новое, ребенок стал говорить и демонстрировать, что ему скучно, нечем заняться, он стал «липучкой», хотя до этого был достаточно самостоятельным, любознательным и активным.

Настроение

Ребенок изменился, стал плаксивым, капризным, его невозможно успокоить, переключить на что-то. Все время обижается  с ним стало сложно договориться, вы перестали «узнавать своего ребенка».

 

Какое отношение все эти вопросы имеют к школе? Потому что все, что происходит с ребенком в школе, так или иначе отражается на его поведении и самочувствии дома.

И если в школе ребенку удалось:

— наладить контакт с одноклассниками и  учителем,

— вместе с вами  удалось построить алгоритм режима обучения, участия в школьных мероприятиях — оптимальный  для вас, для ребенка, для учителя, то и в домашней жизни (при условии, что дома нет факторов, осложняющих ребенку жизнь, травмирующих его) все будет  спокойно и позитивно.

Если,  все перечисленное в разделе «вопросы», стало актуально с началом учебы, то есть  повод подумать, что с ребенком происходит, и как вы можете ему помочь.

Возможно, требуется простая коррекция режима сна и отдыха, усиление внимания и поддержки от родителей или других близких взрослых, а возможно необходима консультация специалиста (сомнолога, гастроэнтеролога, невролога).

 

Помочь разобраться в том, что является источником проблемы, может консультация психолога, где проводится экспресс-диагностика состояния ребенка и выявляются ключевые проблемы,  влияющие на его состояние.

 

Если же раздел «вопросы» был актуален и до школы, а с началом учебы сложности  остались или усилились, то тем более необходимо проконсультироваться со специалистом-психологом.

В такой встрече можно обсудить,  какие шаги предпринять, чтобы вам и ребенку стало комфортнее,  новый этап жизни и взросление ребенка проходило спокойнее, а вы себя чувствовали увереннее в общении со своим “учеником”. Впереди еще 10 лет…

Хорошего отдыха на каникулах!

Автор: Карина Цвей 

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Комментарии

Наш сайт использует cookie-файлы, а также собирает данные об IP-адресе и местоположении с целью предоставления наиболее корректной информации для вас.
Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.