Дети и деньги
Трудно назвать более актуальную тему в воспитании ребенка, чем деньги. Сфера эмоциональная и весьма значимая. Сейчас дети уже с раннего возраста сталкиваются с этим понятием. Причем не стоит верить тому, что ребенка деньги начнут интересовать в тот момент, когда они ему понадобятся. Отношение к деньгам, как и ко многим элементам окружающего мира, формируется в процессе взросления, практически с самого раннего детства. Конечно транслятором отношения к деньгам становятся прежде всего родители, то есть вы.
Именно ваша позиция, ваши эмоции и ваше поведение дает ребенку информацию о том, что за явление такое — деньги. Причем на формирование детского отношения к деньгам влияет не только то как вы о них рассказываете, но и с каким выражением лица расплачиваетесь в магазине, какими интонациями вы сопровождаете разговор о тратах, как вы между собой договариваетесь о бюджете и т.д. Еще ничего не понимая о предмете разговора, дети уже часто на уровне установок усваивают определенное отношение к деньгам. Часто это не то, что бы мы хотели до ребенка донести, например: “деньги зарабатываются с большим трудом”, “отсутствие денег — тревога”, “в деньгах счастье” и другие варианты.
Конечно же и окружающая среда дает ребенку массу информации, прежде всего формирует запрос на эти самые деньги. Среда и ее запросы могут нам нравиться или нет, но важно помнить, что информация, полученная извне всегда ложится на основу, которая уже есть. Конечно от возраста ребенка будет зависеть и его степень понимания предмета и разнообразие потребностей. В интернете и профильных журналах масса статей про то как обсуждать с ребенком его потребности, про то по каким схемам давать деньги и про то как объяснять понятия “дорого-дешево” или “важно-не важно”.
Мы же остановимся на базовом аспекте. Для того, чтобы выработать собственную стратегию поведения по отношению к ребенку и деньгам — принципиально важно разобраться с тем, чего вы хотите добиться, что получить в результате контакта ребенка и денег.
Традиционно карманные деньги могут выполнять следующие функции:
- удовлетворение потребностей ребенка (вещи, соответствие требованиям среды, обладание деньгами и т.д)
- укрепление отношений
- замена внимания и любви
- обучение ответственности, планированию и обращению с деньгами
Определите, для чего именно вы даете или планируете давать ребенку деньги? Если в ваших мыслях проскальзывает хоть нотка чувства вины и желания деньгами заменить нефинансовые потребности – это сигнал к тому, что проблема лежит не в области распределения финансов.
В идеальном варианте деньги у ребенка появляются в тот момент, когда они ему понадобятся. И он постепенно учится с ними взаимодействовать расставлять приоритеты, копить и тратить. Ни один ребенок сразу не научится обращаться с деньгами так как нам бы этого хотелось.
У детей другая временная перспектива, им не так как взрослым близко понятие “отложенное удовольствие”, за счет отсутствия реального опыта дети не сразу могут понять и оценить стоимость и значимость денег.
Самый адекватный способ научиться – это практика и анализ. С практикой дети справятся, а вот проанализировать и сделать выводы они могут только вместе с вами.
Автор — Никита Карпов
Комментарии