Что лучше, заботиться только о себе, или направить всю энергию на помощь другим?
Автор статьи: Анна Лим
В характере человека сосуществуют множество разных черт, одни могут меняться в зависимости от ситуации, другие же более устойчивы и проявляются постоянно. Среди них нет «хороших» и «плохих» свойств, а, скорее, можно говорить о пользе и вреде, которые они привносят в нашу жизнь в зависимости от их выраженности.
Триада эгоцентризм-эгоизм-альтруизм, которые по сути являются «разными полюсами» одного «качества», подчиняются этому же правилу.
Эгоцентризм
Эгоцентризм характеризуется неспособностью посмотреть на происходящее с точки зрения других людей, поставить себя на их место. Личность в этом случае сосредоточена на собственных ощущениях, переживаниях и интересах.
Проявление этой черты является неотъемлемой частью развития детей, наиболее ярко проявляется до 5-7 лет, и может усиливаться в старости в связи с интеллектуальным снижением.
Чаще всего, по мере становления личности, эгоцентризм преодолевается к 10-12 годам, но остается свойственен любому человеку в той или иной степени, может обостряться в зависимости от ситуации. Яркие проявления эгоцентризма у взрослых людей могут быть связаны с особенностями воспитания (довольно частое явление среди «избалованных» и «недолюбленных» детей), наличием психического заболевания, интеллектуальных нарушений.
В этом случае негативные последствия в большей степени обнаруживаются в сфере межличностных взаимоотношений. Невозможность принятия точки зрения других людей, понимания их эмоций могут приводить к конфликтам, и, как следствию, одиночеству.
Мир эгоцентрика:
- Я – центр Вселенной: только мои мысли важны
- Все, кто со мной не согласны – дураки, ничего не понимают, не правы
- Мои мысли идеальны, необходимо переубедить всех «заблуждающихся»
- Я могу быть недоволен собой, но я себя уважаю и буду делать, что хочу
- Мне подходят только единомышленники, разделяющие мою точку зрения, остальные глупцы, не буду с ними общаться
Как помочь ребенку преодолевать эгоцентризм?
- Проводить ролевые игры, копируя эгоцентричное поведение ребенка. Это поможет наглядно продемонстрировать ребенку, почему такое поведение может быть неприятно для окружающих
- Объяснять ребенку причины своего поведения: дает детям осознание того, что для определенных действий есть причины, а не прихоть взрослых. Это поможет снизить сопротивление, а также покажет возможности посмотреть на ситуации с разных точек зрения
- В процессе игр с различными героями совместно фантазировать о том, какими качествами они обладают, что любят делать, какие эмоции испытывают. Это также покажет различия в интересах и желаниях разных людей
Эгоизм
Эгоизм также проявляется в корыстном поведении вопреки интересам других людей, является морально-ценностной ориентацией личности. Основное различие с эгоцентризмом в том, что эгоисты осознают цели и ценности окружающих, но намеренно пренебрегают ими.
Альтруизм
Альтруизм же, в противовес эгоизму, характеризуется бескорыстным поведением, направленным на помощь другим людям, животным, умением порадоваться чужим успехам. На формирование альтруизма влияет воспитание, нравственно-ценностные особенности личности.
Он также может быть и полезен, и вреден для человека. Недальновидность, торопливое желание отдать все, кому угодно без учета последствий для себя, может пагубно влиять на жизнь человека. В таком случае, люди чаще всего забывают или лишаются возможности позаботиться о себе, что может приводить к проблемам со здоровьем, нарастанию усталости, эмоциональному выгоранию, напряженным отношениям с близкими людьми.
Более конструктивным поведением может быть хорошо спланированная помощь другим людям, с учетом ресурсов, возможностей и последствий.
Как помочь ребенку в случае, если он стремится помочь всем в ущерб себе:
- Объяснить, что человеческие ресурсы ограничены, и если постоянно себя перегружать, можно заболеть. В таком случае вряд ли кому-то можно будет помочь
- Научить, как сказать «нет», вежливо отказать человеку
- Рассказывать о том, как забота о себе и своих интересах сейчас может в будущем дать возможность помочь большему количеству людей (животных)
- Показывать рекомендуемое поведение на собственном примере. Ребенку будет сложно последовать совету родителей о сохранении баланса в заботе о себе и помощи другим людям, если родители сами не справляются с этой задачей: не могут говорить нет или рационально распределять собственные возможности и усилия и т.д.
Безопасно потренировать альтруистичное поведение теперь можно и в «Архитектуре будущего».
В офисе нашей организации появилась «Коробка храбрости» в рамках благотворительной акции для детей проходящих лечение. Ребята, в процессе лечения, сталкиваются с неприятными и болезненными процедурами. Теперь, благодаря «Коробке храбрости», у них есть возможность получить вознаграждение за свою смелость и терпение – небольшую игрушку.
У детей ослаблен иммунитет, поэтому можно приносить только новые игрушки в индивидуальной упаковке. Отлично подойдут небольшие пластиковые игрушки, паззлы, мячики, лего, погремушки, пупсы и куклы.
Стоит исключить деревянные, мягкие, острые и бьющиеся (стеклянные, керамические) игрушки, косметику и заколки.
Как принять участие?
- Рассказать ребенку о том, что такое альтруизм и благотворительность, зачем они нужны
- Предложить поучаствовать в акции
- Вместе с ребенком выбрать и купить игрушку, которую он хотел бы передать (возможно, он будет готов потратить на это свои карманные деньги)
- Прийти в наш офис, чтобы опустить игрушку в коробку. Для того, чтобы ребенок почувствовал удовольствие от собственного вклада в доброе дело, можно предложить ему сделать это самостоятельно.
Вспомните о коробке перед тем как придете на следующее занятие, встречу с психологом или новогодний праздник в Архитектуру Будущего!
Комментарии