Обучение детей безопасному поведению. Что, кто и как может сделать.
Статья поможет вам структурировать информацию, разобраться, чему и как вы можете научить ребенка самостоятельно, заботясь о безопасности. Внимание! в статье нет разделения по возрастам! В дошкольном возрасте родители создают среду для ребенка, дальше контроль снижается и больше придется полагаться на самостоятельность.
Обучение детей безопасному поведению предполагает учет личностных особенностей: своих и ребенка. Навыки действий в сложных ситуациях не должны насаждаться через страхи — это опасно, и через нотации — это бесполезно.
Вот ориентировочный список ситуаций, “группы риска”, адекватному поведению в которых имеет смысл учиться.
- Потерялся (город, ТЦ)
- Потерялся на природе
- Незнакомый взрослый: что-то хочет, просит, требует, приглашает, спрашивает, предлагает.
- Массовое скопление людей
- Незнакомая компания
- Нападение
- Пожар, теракт (дым, огонь, паника)
Попробуйте сформулировать свой список. И проверьте, знаете ли вы как себя вести. Если нет — в первую очередь учитесь сами.
Не удастся уберечь ребенка от всех-всех сложных ситуаций. Хотя в ваших руках организовать жизнь семьи таким образом, чтобы минимизировать очевидные риски.
Формирование безопасного поведения детей состоит из двух блоков:
- как не попасть в ситуацию
- как выбраться из ситуации, если уже попал
В обоих случаях в основе обучения лежат следующие направления:
- «Дрессировка» — усвоение комплексов действий, которые могут спасти жизнь, и выведение адекватных действий на уровень рефлексов. Навыки можно объединить в группы общие и специфические.
Общие: умение справиться со страхом и паникой, оценивать обстановку, физическая подготовка.
Специфические: как передвигаться в толпе, кричать (когда и что), отзваниваться, писать сообщения, говорить “нет”, как дышать в задымленном помещении, ориентироваться в направлениях, помнить номера родителей, проверять и обеспечивать зарядку телефона.
По поводу полезных действий в конкретных ситуациях написано многое. Изучайте информацию, пробуйте сами. Призываю относиться критично к источникам информации.
Навыки формируются постепенно, начиная с игр (найди выход), заканчивая реальными тренировками “на местности”. Здесь важно учитывать возраст.
Безопасному поведению можно обучать самостоятельно. Курсы и тренинги по обучению безопасности ускорят усвоение.
- «Личностный рост». Развитие уверенности, самостоятельности, саморегуляции, коммуникабельности. Никакие тренировки не помогут, если ребенок не может обратиться за помощью, боится закричать или отказаться, не ценит себя и соглашается на ситуацию, не может справиться с эмоциями.
Эти навыки развиваются в общении с родителями (обратите внимание как вы это делаете), в социуме, на тренингах.
Опять же, миллион статей “Как сделать ребенка уверенным” и т.д. Критично относитесь к источнику информации. Сходите к детскому психологу, если не уверены, каким растет ваш ребенок и хотите понять, что еще вы можете сделать.
- «Адекватные установки». Например: «мир разнообразен», «люди разные» и «мы не всегда можем понимать чужие мотивы», «я сам отвечаю за то, что со мной происходит», «родители помогут, если будут в курсе».
Родители выступают важнейшими источниками формирования установок. Тут стоит сначала разобраться с тем, какие установки управляют вами. И понимать, что вы транслируете детям, чему они учатся от вас. Ключевое тут — ваша собственная осознанность.
Полезным будет обеспечить для ребенка “материальную базу”: заряженный телефон, быстрые номера в наборе, карточка с контактами, в лесу — рация, компас, нож, спички, .
Ключевое, с точки зрения психологов, в обучении безопасному поведению — Не навредить. Не сделать мир опасным для ребенка, не поселить в детях постоянную тревогу, не убить удовольствие и интерес от жизни. И, безусловно, это важно и для родителей. Напоминаю, что как тревогу, так и спокойствие для ребенка в основном создаете вы, ваш подход и ваши действия.
Поэтому коротко о том, как вообще разговаривать про опасности:
- Выбирайте время. Если ребенок занят своими делами — все пролетит мимо ушей. Идеальный момент — когда ребенок сам проявил интерес и задал вопрос.
- Говорите правду, НО! Ту правду, которую по возрасту готов воспринять ваш ребенок. Не надо первоклашке рассказывать как горят люди.
- Делитесь эмоциями, НО! В той мере, чтобы ребенок внезапно не начал чувствовать ответственность за вашу панику. Для вашей поддержки существуют другие взрослые. Эмоции нужны, чтобы ребенок увидел искренность, а не манипуляцию.
- Исходите из позиции, что жизнь продолжается.
Будьте спокойны, знайте что делать, помогайте ребенку научиться и продолжайте получать удовольствие от жизни.
Автор Никита Карпов
Комментарии