безопасное поведение детей

Обучение детей безопасному поведению. Что, кто и как может сделать.

Статья поможет вам структурировать информацию, разобраться, чему и как вы можете научить ребенка самостоятельно, заботясь о безопасности.  Внимание! в статье нет разделения по возрастам! В дошкольном возрасте родители создают среду для ребенка, дальше контроль снижается и больше придется полагаться на самостоятельность.

Обучение детей безопасному поведению предполагает учет личностных особенностей: своих и ребенка. Навыки действий в сложных ситуациях не должны насаждаться через страхи — это опасно, и через нотации  — это бесполезно.

Вот ориентировочный список ситуаций, “группы риска”, адекватному поведению в которых имеет смысл учиться.

  • Потерялся (город, ТЦ)
  • Потерялся на природе
  • Незнакомый взрослый:  что-то хочет, просит, требует, приглашает, спрашивает, предлагает.
  • Массовое скопление людей
  • Незнакомая компания
  • Нападение
  • Пожар, теракт (дым, огонь, паника)

Попробуйте сформулировать свой список. И проверьте, знаете ли вы как себя вести. Если нет — в первую очередь учитесь сами.

Не удастся уберечь ребенка от всех-всех сложных ситуаций. Хотя в ваших руках организовать жизнь семьи таким образом, чтобы минимизировать очевидные риски.

Формирование безопасного поведения детей состоит из двух блоков:

  • как не попасть в ситуацию
  • как выбраться из ситуации, если уже попал

Основы обучения мерам безопасности

В обоих случаях в основе обучения лежат следующие направления:

  1. «Дрессировка» — усвоение  комплексов действий, которые могут спасти жизнь, и выведение адекватных действий на уровень рефлексов. Навыки можно объединить в группы общие и специфические.

Общие: умение справиться со страхом и паникой, оценивать обстановку, физическая подготовка.

Специфические: как передвигаться  в толпе, кричать (когда и что), отзваниваться, писать сообщения, говорить “нет”, как дышать в задымленном помещении, ориентироваться в направлениях, помнить номера родителей, проверять и обеспечивать зарядку телефона.

По поводу полезных действий в конкретных ситуациях написано многое. Изучайте информацию, пробуйте сами. Призываю относиться критично к источникам информации.

Навыки формируются постепенно, начиная с игр (найди выход), заканчивая реальными тренировками “на местности”. Здесь важно учитывать возраст.

Безопасному поведению можно обучать самостоятельно. Курсы и тренинги по обучению безопасности ускорят усвоение.

  1. «Личностный рост». Развитие уверенности, самостоятельности, саморегуляции, коммуникабельности. Никакие тренировки не помогут, если ребенок не может обратиться за помощью, боится закричать или отказаться, не ценит себя и соглашается на ситуацию, не может справиться с эмоциями.

Эти навыки развиваются в общении с родителями (обратите внимание как вы это делаете), в социуме, на тренингах.

Опять же, миллион статей “Как сделать ребенка уверенным” и т.д. Критично относитесь к источнику информации. Сходите к детскому психологу, если не уверены, каким растет ваш ребенок и хотите понять, что еще вы можете сделать.

  1. «Адекватные установки». Например: «мир разнообразен», «люди разные» и «мы не всегда можем понимать чужие мотивы», «я сам отвечаю за то, что со мной происходит», «родители помогут, если будут в курсе».

Родители выступают  важнейшими источниками формирования установок.  Тут стоит сначала разобраться с тем, какие установки управляют вами. И понимать, что вы транслируете детям, чему они учатся от вас. Ключевое тут — ваша собственная осознанность.

Полезным будет обеспечить для ребенка “материальную базу”: заряженный телефон, быстрые номера в наборе, карточка с контактами, в лесу — рация, компас, нож, спички, .

Ключевое, с точки зрения психологов, в обучении безопасному поведению —  Не навредить. Не сделать мир опасным для ребенка, не поселить в детях постоянную тревогу, не убить удовольствие и интерес от жизни. И, безусловно, это важно и для родителей. Напоминаю, что как тревогу, так и спокойствие для ребенка в основном создаете вы, ваш подход и ваши действия.

Поэтому коротко о том, как вообще разговаривать про опасности:

  1. Выбирайте время. Если ребенок занят своими делами — все пролетит мимо ушей. Идеальный момент — когда ребенок сам проявил интерес и задал вопрос.
  2. Говорите правду, НО! Ту правду, которую по возрасту готов воспринять ваш ребенок. Не надо первоклашке рассказывать как горят люди.
  3. Делитесь эмоциями, НО! В той мере, чтобы ребенок внезапно не начал чувствовать ответственность за вашу панику. Для вашей поддержки существуют другие взрослые. Эмоции нужны, чтобы ребенок увидел искренность, а не манипуляцию.
  4. Исходите из позиции, что жизнь продолжается.

Будьте спокойны, знайте что делать, помогайте ребенку научиться и продолжайте получать удовольствие от жизни.

Автор Никита Карпов

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Комментарии

Наш сайт использует cookie-файлы, а также собирает данные об IP-адресе и местоположении с целью предоставления наиболее корректной информации для вас.
Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.