Ранняя профориентация, или боль и слезы профконсультанта
Если вы увидите словосочетание «ранняя профориентация» — бегите! Интернеты пестрят «ранней профессиональной ориентацией для дошкольников», тестированиями на выбор будущей профессии для двух-трехлеток… Это катастрофа. Это означает, что специалисты и конторы, которые все это счастье предлагают, абсолютно ничего не понимают ни в возрастных нормах, ни в психологии развития. И таких дилетантских предложений масса! Печальнее всего, что, как известно, предложение рождает именно спрос…
Безусловно, тема модная. Спрос на все, что связано с профориентацией, вырос в разы. Впрочем, точно также растет популярность и гадалок, астрологов, шаманов… Всем же хочется знать и понимать, где соломки подстелить… Так вот, возвращаясь к выбору профессии для малыша: нет, нет и еще раз нет.
В некоторых предложениях в тех же интернетиках под ранней профориентацией понимают еще мягкий вариант: знакомство дошколят с разными видами профессий. По сути, расширение кругозора. Пример благополучного варианта — многим известный «Кидбург», где детки играют в работу разных специалистов. Есть большое и жирное «НО»: если дошколенок во что-то играет, например, в космонавта, продавца или пожарного, это абсолютно не означает, что именно этим он будет заниматься, когда вырастет. Ибо сюжетно-ролевая игра – это ведущий тип деятельности дошкольника. Да, так познается мир и его правила. Да, так ребенок пополняет представления о том, что и как в этом мире происходит. Но это ни в коем случае не профориентация!
Есть разные настольные игры про профессии для ребят дошкольного и младшего школьного возраста. Но называть их профориентационными абсолютно неправомерно. Нужно понимать, что практически любое занятие, будь то игра про профессии, мастер-класс по лепке глины или робототехника, помогают ребенку накапливать знания о мире и своих возможностях. Чтобы уже в подростковом возрасте эти накопленные знания перевести на уровень предпочтений, склонностей, мотивов для выбора.
Есть более лихие предложения: профориентационная диагностика для детей от года. Товарищам, которые такое предлагают, очень хочется задать вопрос про профпригодность. В курсе ли они, что, к примеру, миелиновая оболочка нервов, связанная с произвольностью действий, формируется годам к 7… что кора больших полушарий формируется в районе младшего подросткового возраста… что ребенок весьма подвержен влиянию среды, в которой он растет и развивается… Самый мягкий исход – результаты будут просто неверными (проверить-то их можно будет лет этак через 15…). А можно и вред нанести и обеспечить ребенку дисгармоничное развитие и дезадаптацию на годы вперед при выполнении рекомендаций таких «специалистов».
Подведем жирную рациональную черту под эмоциями:
- Профориентация – как определение узкой области применения своих знаний и способностей – абсолютно противоречит задачам дошкольного и младшего школьного возраста (познание мира и его правил, накопление разнообразного опыта).
- Диагностика в доподростковом возрасте дает информацию только о текущих особенностях развития и способностях ребенка (на момент тестирования!). На ее основе ни в коем случае нельзя делать долгосрочные прогнозы.
Короче, от лукавого это все.
Если вы хотите нанести ребенку с малых лет непоправимую пользу, чтобы вырос прекрасным, успешным специалистом, можно:
- Расширять кругозор ребенка и предоставлять разнообразную информацию (в доступной для него форме!)
- Развивать его самостоятельность (постепенно и последовательно!)
- Помогать в развитии основ – внимания, памяти, мышления (в соответствии с возрастом!)
- Посещать разные кружки и развивашки (соблюдая меру и не перегружая чадо!)
- Формировать навыки общения (организуя среду для развития!)
- Оказывать эмоциональную поддержку, укреплять самооценку и веру в свои силы (нужно ли тут пояснение?)
Автор — Елена Романова
Комментарии