«Чужая борьба» или «Когда родителям действительно стоит решать ситуации их детей в школе»
Знакомая ситуация: два возмущенных родителя идут говорить о конфликте, произошедшем между детьми. И пока родители на повышенных тонах решают, кто из детей виноват больше, «конфликтующие» дети играют друг с другом в «догонялки» в коридоре.
В этой статье мы бы хотели сформулировать несколько важных особенностей школьных конфликтов.
- Конфликт – это нормально.
Конфликты в школе, как и в жизни вообще, неизбежны: ребята ссорятся друг с другом, с учителем, со старшекласниками, иногда это ограничивается «обменом любезностями», иногда доходит и до драк. Так же это могут быть не только разовые инциденты, но и затянувшиеся конфликтные отношения между двумя людьми. Что же важно знать про конфликты в школе.
Разумеется, наша жизнь, как и жизнь ребенка, была бы намного проще и комфортнее, не сталкивайся он с конфликтами. Однако нахождение в среде сверстников неизбежно приводит к возникновению таких ситуаций, в которых приходится защищать свои интересы и свободы. Ребенок должен учиться разрешать трудные ситуации самостоятельно. Без поддержки и совета взрослых ему будет труднее, но важно понимать, где мы подсказываем ребенку и помогаем найти пути решения, а где решаем за него.
- Ребенка невозможно защитить от всего.
Мир – вообще место небезопасное. Можно обить все стены мягкими подушками, дети стукнутся лбами друг о друга. Если ребенка на перемене ударили груженным книгами портфелем по голове, родитель вправе беспокоиться о том, что в следующий раз одной шишкой дело может не обойтись. Однако это могла быть просто игра, не требующая полноценного «разбора полетов» со всем родительским советом.
- Конфликт может быть не так серьезен, как нам кажется.
Этот пункт является ключевым в данной статье из-за высокой частоты подобных случаев в настоящее время, когда родители переоценивают происходящее с ребенком.
Родители не видят ребенка в школе, недостающую информацию о его поведении, успехах, классе они получают из рассказов учителей, других родителей, ребенка. Искушение дать волю фантазии бывает слишком велико, страхи и беспокойства вносят свою «лепту».
Речь идет о:
- Сексуальном контексте, приписываемом взрослыми
- Физическом вреде
- Публичных унижениях
- Закреплении негативного поведения («сегодня его побили, а завтра он мальчик для битья»)
Кидаясь друг в друга карандашами, дети не думают о том, что так можно повредить глаза, они просто кидаются, потому что это весело.
После подобных ситуаций важно сообщать ребенку о последствиях таких действий. В общем-то все взрослые это успешно делают, но можно встретить формулировку «ты что, хотел его без глаза оставить?». Говоря о последствиях действий ребенка нельзя упускать из виду тот факт, что он мог просто не знать о серьезных последствиях действий, для него это была всего лишь игра. Но когда родители разбирают между собой дело о сексуальном совращении двух 10-летних школьников в присутствии половины педагогического состава школы – это уже слишком.
- Важно не смешивать зоны ответственности.
Прежде чем предъявлять какие-то требования любой из сторон конфликта, важно понимать, в каком случае это закономерно и справедливо.
Учитель – отвечает за безопасность и комфорт учебного процесса. Дисциплинарная регуляция конфликта – его прямая ответственность. Например, когда бабушка ребенка пришла в школу посмотреть, что это там такое на переменах происходит, это является смещением зон ответственности, не приводящим к конструктивному решению.
Родитель – отвечает за развитие своего ребенка и формирование его навыков саморегуляции. Родитель может, собрав информацию, помогать ребенку решать трудные ситуации, подсказывая ему различные стратегии решения. Так же родитель может помочь обнаружить зарождающийся в классе конфликт, слушая рассказы ребенка про жизнь в школе. Родитель может делиться информацией с другими родителями и учителями. Смещением зон ответственности являются попытки воспитывать чужих детей, настраивание ребенка против них.
Ребенок – отвечает за осознанные действия. В связи с этим важно понимать, что школьники, особенно начальных и средних классов, не всегда осознают последствия своих действий из-за незнания или эмоций, которые им бывает трудно контролировать.
В связи с текущим разграничением зон ответственности хотелось бы подчеркнуть, что единственный конструктивный способ решения школьных конфликтов, это взаимодействие всех трех сторон: детей, родителей и учителей. Все три стороны могут помочь собрать информацию, удостовериться в ее правдивости, и договориться об общем решении.
- Чем больше информации – тем лучше.
Важно успеть заметить действительно серьезную и потенциально-опасную ситуацию и своевременно вмешаться. Однако, прежде чем срываться звонить учителям и гневно выяснять, как так произошло, мы настоятельно рекомендуем собрать всю информацию. Если есть возможность пообщаться с другими родителями, учителями, можно восстановить всю картину происшествия.
- Нотации (Монолог) vs. Диалог. Эмоции против осмысления.
Нотация – дело неприятное, ни для ребенка, ни для родителя. Главный недостаток ее как механизма общения – сама природа «отчитывания», сокрытая в эмоциях. Нотациям присуща цикличность из-за того, что вместо попытки договориться, мы выражаем свои эмоции: «ну как ты мог, ну это же было опасно, мы же говорили с тобой…».
Диалог позволяет собрать больше информации, проверить, что знал/не знал ребенок, договориться о чем-то. То же самое касается общения с другими детьми и взрослыми.
Возможно, читатель заметил, что не раз встречается упоминание эмоционального компонента конфликта. Это не случайность, именно эмоциональный фактор чаще препятствует решению конфликта, чем что-либо другое. Спокойствие и уточняющие вопросы окажут большую помощь, чем один яростный звонок.
Автор — Данил Парникель
Комментарии