Зачем нужна агрессия?
«Мой ребёнок ведет себя агрессивно, скажите, что с ним не так?» — этот вопрос довольно часто звучит в кабинете детского психолога. Родители обеспокоены тем, что дети ругаются, дерутся, кусаются, толкаются и обзываются. Причин такого поведения может быть очень много. И все они заслуживают внимания, проявление агрессии — это всегда маркер, симптом.
Например:
- Ребенок может сильно устать/ болеть/ не выспаться/ проголодаться.Тогда у него просто не будет ресурсов сказать о своих потребностях как-то иначе, кроме как позлиться.
- Чадо может таким образом защищаться от своих страхов по принципу «Лучшая защита – это нападение»
- Ребенку может не хватать внимания. А агрессивным поведением он точно решит эту задачу, и пусть внимание взрослых будет негативным, для ребенка это лучше, чем то, что он чувствует, что его игнорируют.
- Агрессивное поведение может быть реакцией на запрет/ на ограничение личной свободы/ на несправедливую, по мнению ребенка, ситуацию
- И, наконец, у ребенка могут быть физиологические особенности, влияющие на повышенную агрессивность, например, повышенный уровень определенных гормонов.
Агрессия может быть проявлением тяжелых непереносимых для ребенка чувств: ненависти, страха, обиды, чувства незащищенности и тревоги. И в этом случае дети поступают агрессивно потому, что не знают, как выразить свои чувства конструктивным способом.
И уж совсем не очевидно, но важно понимать, что агрессия может быть не «симптомом» душевного неблагополучия ребенка, а напротив – показателем здорового развития. «Как это?» – с удивлением спросите вы. Ведь все мы хотим, чтобы наши дети были послушными, вежливыми, уважающими других людей, а агрессивное поведение в эту картину никак не вписывается. Верно, но вместе с тем, нам бы точно хотелось, чтобы наши дети были инициативными, успешными и умели постоять за себя. И как раз тут то без проявления здоровой агрессивности не обойтись.
Давайте разберемся, зачем же ребенку все-таки нужна агрессия?
Начнем с того, что злость, гнев, ярость – это естественные чувства, которые сопровождают человека на разных этапах его развития. Формирование детской агрессивности начинается еще с первых месяцев жизни. Так уже младенец бьет ручками, стучит ножками, кричит, пытаясь таким образом обратить внимание близких взрослых на свои потребности, поскольку иначе не может о них рассказать. В возрасте 1,5 – 2,5 года, когда ребенок начинает ходить, он расширяет свои границы, понимает, что может сам владеть своим телом и исследовать мир уже самостоятельно, а не на ручках у мамы. Ему впервые становится важно почувствовать себя отдельным от родителей, можно сказать, что вместе с физической самостоятельностью малыш стремится к самостоятельности психологической. При этом он все еще очень привязан к родителям и ощущает острую потребность в их внимании и любви. Эти противоположные желания – «хочется делать все самому, но при этом, чтобы мама была рядом» приводят к возникновению у ребенка злости и гнева, которые нуждаются в «выходе» вовне. В этот момент родителям может показаться, что ребенок начинает делать все «назло», перестает слушаться, начинает выводить из себя. И это, кстати, очень похоже на то, что испытывает подросток, стремясь отделиться от родителей и стать самостоятельным и взрослым, при этом продолжая нуждаться в поддержке.
В подростковом возрасте ребенок начинает критиковать родителей, подвергать сомнению их ценности и жизненные правила, сосредотачивается на их недостатках. Он может говорить резкие слова, уходить из дома или протестовать как-то иначе, но смысл всех этих агрессивных, по своей сути, импульсов, один – он “отделяется” от родителей и стремится стать самостоятельной личностью. В этот момент он хочет понять, что из того, чему его учили родители он «возьмет» дальше во взрослую жизнь, а что будет делать как-то иначе, по-своему. И для такого разделения нужна решимость, ведь родители продолжают быть важными и значимыми людьми. Таким образом, агрессия необходима для того, чтобы ребенок смог отделиться от родителей, стать самостоятельной и автономной личностью с собственным взглядом на жизнь.
Если мы снова вернемся к малышу, который только начинает ходить, то заметим, как еще проявляется агрессивность и какой в ней есть смысл. Например, мы увидим, как ребенок с яростью пытается снять с себя неудобную шапку или может разозлиться на то, что кто-то взял его любимую игрушку. Что он таким образом делает? Во-первых, пытается понять, что дозволено, а что нет. Проверяет родительские границы. А во-вторых, он учится отстаивать свои: «Это моя игрушка, не трогайте», «Мне неудобно и жарко, снимите это». Позже, в подростковом возрасте, этот же ребенок будет так же яростно добиваться того, чтобы родители стучали в дверь его комнаты и не контролировали его учебу.
В самом общем смысле можно заключить,чтоагрессивное поведение, по своей сути – это нарушение границ других людей или отстаивание своих.И в первом случае агрессия может быть неадекватной и нездоровой, а во втором – нормальной и уместной. Дозированная агрессия просто необходима в жизни, поскольку без агрессии человек не сможет защитить себя и своих близких.
И что в этом случае делать с агрессией? Не обращать на нее внимание, ведь, оказывается, агрессия — это нормально? Или все-таки ее не допускать, поскольку это социально неприемлемо и может быть опасно?
- Шаг первый: не подавлять агрессию
Как бы нам ни хотелось и что бы мы ни делали, агрессия и другие «неприемлемые» чувства будут возникать в душе у ребенка. Только если мы закроем этим чувствам выход и не позволим им проявляться, то они найдут себе какой-то иной, но более проблемный. Агрессия будет выходить в неузнанном ни ребенком, ни окружающими взрослыми виде, например, ребенок начнет грызть ногти, царапать себя, кусать или болеть.
А что же делать? Необходимо научить ребенка понимать свои чувства и выражать агрессию социально приемлемыми способами.
- Шаг второй: позволить ребенку почувствовать свою злость
Для начала необходимо дать понять ребенку, что агрессивные чувства – злость, ярость, гнев – естественны и периодически возникают у всех людей. При этом, проявления этих чувств могут обижать окружающих. Поэтому ребенку так важно научиться понимать, когда он злится, знать это чувство «в лицо», не прячась от него. Ведь если он растет с пониманием, что испытывать агрессию в принципе нормально и при этом умеет ее распознать в себе, ребенок становится способен ее контролировать. Поскольку контролировать можно только то, что знаешь и хорошо понимаешь.
Для развития саморегуляции дошкольнику необходима поддержка родителей. Близкие могут проговаривать чувства своего ребенка, чтобы он сам учился понимать и различать их. Например, разъяренного и неуправляемого ребенка можно держать и говорить: «Я вижу, что ты очень разозлился и не можешь справиться со своими чувствами, не можешь их сдерживать, поэтому пока я буду держать тебя». Таким образом, позволяя ребенку почувствовать свой гнев, демонстрируя, что вы принимаете и любите его и в таком состоянии, вы показываете, что ему необходимо научиться сдерживать свою агрессию. И пока ребенок сам не умеет с ней справляться, вы готовы ему помочь. Можно также, например, повесить в детской комнате картинки с изображением эмоций и просить ребенка показывать подходящую для него картинку или предложить нарисовать свои чувства самому.
- Шаг третий: научить выражать агрессию приемлемыми способами
В спокойном состоянии можно поговорить с ребенком о том, какими способами он может выплеснуть свою агрессию: порвать бумагу, порисовать, лопнуть воздушный шарик, подышать, побить игрушку, поиграть с песком или глиной (в том числе лепить фигурки и плющить их), проиграть агрессивный сюжет с игрушками, поиграть с водой, побеситься на детской площадке или поиграть в «войнушку». Вариантов множество, главное, чтобы это помогало ребенку «выпустить пар» в действии, в движении.
Главное – помните, что любое «плохое» поведение ребенка для чего-то ему нужно, например, дозированная, здоровая агрессия помогает ребенку стать самостоятельной личностью, умеющей отстаивать свои границы и защищать все, что ему дорого.
Автор статьи: Елена Горбунова
Комментарии