Зачем психолог в суде?

Детские психологи — это не только те люди, которые помогут вашему чаду справиться со страхами, а вам, например, научиться общаться со своим подростком. Это еще эксперты, которые отлично разбираются в том, как должен развиваться ребенок, что на него влияет и в какой момент начались отклонения от нормы.

Суд, ребенок, психолог, экспертиза

Пригождается это тогда, когда родители сталкиваются с проблемами. Одна из которых — большой конфликт в семье, который довел ситуацию до суда. Хорошо, если вам удалось договориться про ребенка с бывшим супругом (супругой). Если же нет, по законам РФ (и многих других стран) определять, с кем останется ребенок, будет суд.

“Дележка” детей через суд определяет: с кем из родителей ребенку лучше проживать, как и в каком формате он будет общаться с отдельно проживающим родителем (по каким дням, с ночевкой/ без ночевки, в присутствии обоих родителей, третьих лиц или наедине с отдельно проживающим мамой/папой и т.д.).

Процесс супернервный, затратный и не полезный никому. Но необходимый. В этой статье мы не будем погружаться в частные истории, а поговорим об общих принципах и о том, зачем в суде детский психолог и куда обращаться.

В нашей стране суд обязан учитывать мнение ребенка, достигшего 10-летнего возраста. По опыту – есть дети и младше, которые могут четко и внятно аргументировать свою позицию, и наоборот. Поэтому такая возрастная граница, принятая в нашем законодательстве, весьма условна.

Зачастую мнение, которое высказывает ребенок о предпочитаемом месте жительства, о желании/ нежелании общаться с отдельно проживающим родителем, не соответствует его реальным желаниям.

  Чтобы разобраться, как обстоят дела на самом деле, суд привлекает психолога

Пример из реальной практики. Мальчик семи лет проживает с отцом в загородном доме. Мама живет в городе. Ребенок сообщает, что хочет жить с папой. На вопрос «почему?» не может дать ответ, говорит «не знаю». После небольшой беседы ребенок «придумывает» несущественные обоснования (с паузами, явным поиском убедительного ответа говорит о том, что мама не разрешает играть в «LEGO», потому что после игры все валяется на полу, а у папы в доме есть большой телевизор).

Далее мальчик рисует (по заданию эксперта) вымышленное животное, которое живет в лесу, ему одиноко, у него нет друзей (проекция загородной жизни с папой). Рядом – портал. Там другой мир, город, где у него есть дом и друзья. Портал его засасывает, мальчика туда тянет, и он хочет попасть в этот мир.


Таких примеров довольно много – ребенок транслирует эксперту индуцированное (навязанное, внушенное) мнение, а в проективных методиках, невербальном поведении, неконтролируемых фразах выражается его истинное отношение к тому или иному родителю.

Таким образом, первая задача, которую решает эксперт-психолог, – выяснить реальное отношение ребенка к папе и маме, степень привязанности к каждому их них.

Вторая задача – диагностировать наличие/ отсутствие индукции (влияния, навязывания) со стороны отца/ матери, понять, есть ли формирование негативного образа другого родителя.

Третья задача – оценить психологическое состояние ребенка.

Развод родителей в большинстве случаев тяжело переживается детьми. А в ситуации, когда родители не могут договориться между собой, особенно. Дети часто в рисунках изображают двухголовых существ (в 17,5 раз чаще, чем в норме), либо животных, состоящих из двух половинок (скрещенный крокодил и барсук, кот и пес и т.д.).

Дети напрямую заявляют, что хотели бы единения между двумя половинками, чтобы две головы смотрели в одну сторону, чтобы два животных превратились в одно, «нормальное».

В одной из экспертиз мальчик изобразил существо в виде рожка с двумя шариками мороженого, символизирующих две головы – одна голова улыбается, другая смеется. Существо тает, потом залезает в холодильник и превращается в мороженое.

В реальной жизни мальчик живет на два дома – 3-4 дня у мамы, 3-4 дня у папы. Можно, конечно, в этой ситуации найти плюсы – какие адаптивные возможности развиваются у ребенка! Но, на самом деле, ему тяжело. И когда мы описываем психологическое состояние детей, то решаем не только диагностическую задачу, но и пытаемся достучаться до родителей: «Посмотрите, в каком состоянии ваш ребенок, договоритесь между собой!».

Следующий блок задач эксперта-психолога связан с оценкой индивидуально-психологических особенностей родителей и их педагогических качеств.

Эту задачу ставит суд перед экспертом-психологом, прописывая вопросы:

  • Каковы особенности характера и/или личности каждого из родителей?
  • Обладают ли они достаточными навыками для воспитания сына/дочери?
  • Какова степень родительской эффективности?
  • Имеются ли у матери или отца психологические качества, которые являются препятствием к ее/его общению с ребенком?
  • Имеются ли у родителя такие индивидуально-психологические особенности, которые могут негативно сказаться на психическом развитии, психологическом состоянии и личностном становлении ребенка?

Однако, на наш взгляд, ответы на эти вопросы не вносят весомый вклад в решение спора о праве на воспитание ребенка.

Если диагностировать, что мама (папа) вспыльчива, спокойна, общительна, замкнута (далее можно перечислять бесконечно), разве это не дает ей (ему) право воспитывать ребенка?

Более того, изъяны можно найти в любом стиле воспитания – слишком опекает/ мало времени уделяет, дает много самостоятельности/ не отпускает от своей юбки, нагружает чрезмерными обязанностями/ не приучает к домашней работе, строго наказывает/ попустительствует и т.д.

Поэтому важнее оценить место ребенка в системе ценностей родителей и основной мотив подачи ими иска.

Когда в рамках экспертизы родитель излагает сложившуюся семейную ситуацию в свободной форме, представляют важность акценты, которые он расставляет в беседе, так как они указывают на субъективно значимые для него события. Доминирующая тематика рассказа явно отражает иерархию ценностей человека. Вегетативные реакции (слезы, тремор, покраснение кожи лица и т.д.) папы/ мамы в момент обсуждения психологического состояния ребенка, характер взаимодействия родителя с сыном/дочерью во время совместной деятельности также помогают оценить вовлеченность и включенность родителя в жизнь своего чада.

Как думаете, по какой причине чаще всего дело доходит до суда? Почему родителям не удается договориться между собой?

Думаю, вы угадали правильно: причинами судебного разбирательства могут быть желание отомстить бывшему супругу, решить имущественный спор, наградить второго родителя алиментными обязательствами, стремление вернуть жену/мужа через сына/ дочь и прочее.

Ребенок в этих случаях является средством, а не целью. Ну и самой пострадавшей стороной заодно.

Как и когда обращаться за экспертизой?

Это возможно только в рамках судебного заседания. Необходимо предъявить суду ходатайство о назначении психолого-педагогической экспертизы, в котором прописаны вопросы эксперту и предлагается экспертное учреждение (государственное или негосударственное).

Далее суд выносит (или не выносит – на его усмотрение) определение о проведение экспертизы. Определение суда — вид судебного акта, который выносится судом по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, но которым не решается дело по существу. Это обязательное условие для проведения экспертизы. В нем описывается суть дела, наименование вида экспертизы, обозначаются вопросы эксперту, прописывается экспертное учреждение (либо ФИО эксперта), сроки, форма оплаты — в общем, представлены формальные сведения, необходимые для того, чтобы дело направили в учреждение и там провели экспертизу. Далее материалы дела вместе с определением  суд направляет в экспертное учреждение, и с ними уже работает эксперт.

Кто может быть экспертом?

Согласно федеральному закону от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности.

Эксперту в негосударственном учреждении достаточно иметь высшее образование по той или иной специальности, однако, дополнительное образование для осуществления экспертной деятельности иметь желательно.

Когда?

Ходатайство о проведении психолого-педагогической экспертизы лучше предоставить не в начале судебного разбирательства, а когда собрано достаточное количество документов – характеристики с работы, садов, школ, кружков, показания свидетелей, справки из различных образовательных/ досуговых учреждений и т.д. Тогда у эксперта будет достаточное количество информации для обоснования своего вывода.

Последнее время родители часто запасаются различными справками, заключениями от психологов. Чем отличается заключение эксперта от заключения специалиста? В первом случае психологическое исследование производится только на основании определения суда. На экспертизу обязаны явиться обе стороны и ребенок. Это независимое исследование, результаты которого напрямую поставляются в суд. Во втором случае мы имеем дело с досудебным (внесудебным) исследованием, инициатором которого выступает одна из сторон. К специалисту обращается, как правило, не семья, а папа или мама. Иногда просят посмотреть ребёнка.

Специалист не может ответить на вопросы, касающиеся другого (не явившегося) родителя, установить характер взаимоотношения этого родителя с ребёнком (хотя некоторые “специалисты” это делают). Заключение специалиста является однобоким, так как ситуация не изучена в целом. Заключение отдается специалистом непосредственно заказчику (родителю), далее заказчик предоставляет его в суд. А суд решает, приобщать его к материалам дела или нет. Исследование специалиста не заменяет исследование эксперта. В большинстве случаев обращение к специалисту — это необоснованная трата денег, так как в суде оно мало что решает.

Недовольная сторона иногда пытается оспорить результаты экспертизы посредством написания рецензии (привлекая специалиста-психолога), а также посредством вызова эксперта в суд. Это все тоже бессмысленная трата денег. Если экспертиза сделана с явными нарушениями и непрофессионально, то ее выводы можно оспорить и без привлечения рецензента (с этим может справиться адвокат).

Как выбрать экспертное учреждение и/ или эксперта?

Как правило, представители (адвокаты), защищающие интересы стороны, в курсе всей этой кухни. Если вы доверяете своему представителю, то можно на него положиться и в этом вопросе. В принципе, у любого экспертного учреждения имеется известная адвокатам и на просторах интернета репутация. Но часто для людей оказываются решающими другие критерии — цена (в зависимости от количества участников и списка вопросов она варьирует от 20000 до 100000 рублей) и сроки (в государственных учреждениях делают гораздо дольше).  

Экспертиза — нервное и не простое для сторон мероприятие

Общая рекомендация: не надо к ней «готовиться», обучая ребёнка, что нужно нарисовать и что сказать эксперту. Это все видно, и сказывается не в пользу того родителя, который настраивает ребёнка. Если вы уверены в своей правоте, самое лучшее — естественность и искренность.

Ну и желаем вам не оказаться в ситуации, когда вам понадобится эксперт-психолог в суде.

Авторы статьи: Никита Карпов, Татьяна Адмакина (кандидат психологических наук, судебный эксперт-психолог центра «Петроэксперт», доцент кафедры социальной психологии СПбГУП)

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Комментарии

Наш сайт использует cookie-файлы, а также собирает данные об IP-адресе и местоположении с целью предоставления наиболее корректной информации для вас.
Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.