Задачи возраста – взаимодействие личностных и ситуационных детерминант развития.

На сегодняшний день достаточно традиционным стал подход к исследованию поведения человека с точки зрения рассмотрения его внешних и внутренних детерминант. Истоки такого взгляда, конечно, лежат в работах Курта Левина, объясняющего поведение как функцию внутренних (личностных) и внешних (ситуативных) переменных. Привлекательность формулы Левина, безусловно связана с ее простотой и обобщенностью. Однако, как это часто бывает, основной дефицит ее связан с точностью и возможностью приложения к каждому конкретному случаю. Что касается  внутренней (личностной) составляющей, то современная психодиагностика предлагает  не всегда безупречный, но обширный и разнообразный  инструментарий, позволяющий оценить уровень развития личностного качества, особенностей интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной сферы. В отношении же  оценки  и  измерения внешней (ситуационной) детерминанты  картина более сложная и неочевидная. Сегодня не существует определенного и общепринятого набора диагностических инструментов оценки влияние ситуативного контекста на конкретное поведенческое проявление.

Мы полагаем, что ситуативно-личностная модель детерминации поведения может служить удобным практическим инструментом в работе психолога-практика с детьми и подростками. Однако для ее использования  необходимо структурировать, описать и подобрать (или разработать) релевантный инструментарий  диагностики как внутреннего (личностного), так и внешнего (ситуационного) компонентов.

В качестве «рабочего инструмента», удобного и продуктивного предлагается использовать понятие «задачи возраста». Термин введен Р. Хэвигхерстом применительно к описанию  специфики подросткового периода развития. Однако мы не видим ограничений для применения  термина «задачи возраста» к остальным периодам развития. Тем более, что в литературе достаточно часто встречаются сходные обозначения – возрастные задачи, задачи развития.

Каждая из  задач возраста имеет два вектора направленности. Во-первых, успешность их решения определяет уровень  адаптации  к тому или иному социальному институту, социальной группе,  окружению в целом. Ребенок научился ходить, разговаривать, читать, хорошо учится в школе, подросток имеет друзей и определился профессионально. И это можно назвать внешней (ситуационной) задачей. Во внутреннем (личностном) плане результатом решения задачи возраста становится  психическое или личностное новообразование – приобретение знаний, умений, навыков, развитие Я-концепции, формирование системы ценностей.

Условия задач возраста задаются извне. Можно выделить макроусловия –  нормативные ожидания от человека определенного возраста, диктуемые культурой, эпохой, национальными традициями,  и микроусловия – конкретные ожидания ближайшего окружения – семьи, сверстников, значимых других.

Решение возрастной задачи всегда лежит во взаимодействии внутренних ресурсов личности и особенностей актуальной ситуации. К внутренним ресурсам мы относим сформированные к тому или иному моменту интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные характеристики. Одни  из них — свойства нервной системы, внешние данные, анатомическое строение  относительно устойчивы, обусловлены генетически. Другие —   уровень развития интеллекта и способностей, особенности коммуникации и мотивации как раз формируются  через решение задач возраста в конкретных ситуациях взаимодействия.

Задача возраста применительно к развитию  и адаптации конкретного ребенка формулируется на основе двух видов условий. Внешние – требования и ожидания окружения. Внутренние – уровень и особенности развития личности. И в каждой группе условий есть относительно инвариантные, которые стоит принимать и учитывать и вариативные, которые собственно и являются полем деятельности специалиста психолога. Все дети должны в определенном возрасте учиться в школе, но ожидания родителей относительно успешности обучения ребенка – возможная область для работы специалиста. А поводом  работы служат внутренние (индивидуальные)особенности – у ребенка недостаточно сформирована регуляция или не хватает мотивационного ресурса.

Предлагаемая модель, на наш взгляд, является продуктивным инструментом, обобщающим и систематизирующим направления профессиональной поддержки развития личности, и может быть использована в разработке программ тренингов и развивающих занятий и в индивидуальном консультировании.

Автор — Т. Г. Яничева, кандидат психологических наук

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Комментарии

Наш сайт использует cookie-файлы, а также собирает данные об IP-адресе и местоположении с целью предоставления наиболее корректной информации для вас.
Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.